Хлебный дом в Царицыно: адрес, фото, как добраться

Как добраться до Царицыно

Станция метро Царицыно

Посетить этот парк довольно просто, так как это открытый общественный парк, а значит, вход бесплатный.

В парке Царицыно несколько входов. Советуем сесть на метро и доехать до станции метро Царицыно. От метро необходимо пройти под железнодорожным мостом и вот вы у Центральных ворот. Пройдя через этот вход, вы окажитесь в живописной части парка с прудами.
А вот после осмотра парка лучше уехать со станции «Орехово», она находится неподалёку от выхода из парка. Так как парк очень большой, после долгой прогулки по нему и осмотра дворца можно изрядно устать, чтобы вернуться обратно на станцию ​​метро «Царицыно».

История Хлебного дома

Баженов в ходе работы над Царицыном с 1778 года неоднократно испрашивал разрешения приступить к строительству Кухонного корпуса — задуманное им здание являлось важнейшим элементом ансамбля, — но всякий раз получал распоряжение заниматься другими постройками. Лишь весной 1784 года, когда все работы были форсированы ввиду предстоящего визита императрицы, началось возведение одного из самых крупных сооружений царицынского ансамбля. Одновременно со зданием кухонь в Царицыне строились Большой мост через овраг, Первый и Второй Кавалерские корпуса и некоторые павильоны. 21 июля Баженов докладывал в письме А. А. Безбородко, что подвалы и ледники Кухонного корпуса готовы, а сам он построен до половины первого этажа. К маю 1785 года здание вчерне было завершено, имелась временная крыша, внутренние помещения, рамы в части оконных проёмов.

Екатерина II осталась недовольна проделанной работой — основные, жилые дворцовые сооружения ей не понравились; в 1786 году Баженов был отстранён от всех возложенных на него обязанностей. В дальнейшем руководил строительством Царицына Матвей Казаков. В 1787—1788 годах Кухонный корпус был доделан и получил постоянную железную кровлю, но она отличалась от первоначального проекта. Баженов запланировал здание кухонь с плоской крышей; Казаков сделал её со скатами — силуэт здания от этого несколько изменился.

Реставрация и реконструкция

Реставрационные работы начались в 1987 году, но из-за финансовых трудностей в 1990-е велись очень медленно. В 2005—2006 годах, после того, как музей-заповедник «Царицыно» стал собственностью города, Хлебный дом был реконструирован. (К моменту передачи в собственность города реставрация здания была почти завершена.) Хлебный дом приобрёл парапет, который Баженов не успел возвести, но крыша при этом была оставлена покатой, а не плоской, как в баженовском проекте. Внутренний двор Кухонного корпуса был перекрыт стеклянным куполом и превращён в атриум, отчего силуэт здания ещё более изменился по сравнению как с проектом Баженова, так и с «историческим» внешним видом, существовавшим в XIX—XX веках. Реконструкция здания вызвала критику специалистов в СМИ. Директор Института искусствознания РАН Алексей Комеч отмечал, что искажение облика здания, являющегося памятником архитектуры федерального значения, при научной реставрации недопустимо. Обращение в Генеральную прокуратуру с требованием остановить возведение купола, нарушающее закон об охране памятников культуры, осталось безрезультатным: здание было реконструировано по первоначальному проекту. Стеклянный купол внёс новый элемент в царицынский ансамбль, тем самым разрушив архитектурно-художественный образ, задуманный Баженовым — с подчёркнуто горизонтальными линиями крыш почти всех зданий.

Работы проводились под руководством М. Л. Фельдмана (проект разработан Мастерской № 13 «Моспроекта-2»; руководитель О. Е. Галаничева). В сентябре 2006 года в День города Хлебный дом был открыт; в нём ныне размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно»; атриум используется как концертный и выставочный зал.

Архитектурные особенности

Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор. Углы здания сориентированы по сторонам света, поэтому на дворцовую площадь ансамбля оно выходит под углом, северо-западным фасадом, тем самым замыкая перспективу площади. По замыслу Баженова, Кухонный корпус должен был играть очень важную роль в композиции царицынской застройки: расположенное на холме, в наивысшей точке всего ансамбля, крупное здание должно было стать наряду с не построенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов.

Внешний вид Кухонного корпуса ничем, кроме горельефов, не выдаёт его служебного предназначения; скорее наоборот, здание воспринимается как полноценный дворец. В этом проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни должны были скрываться под маской дворца. Хлебный дом уникален для русской классической архитектуры. Его формы отличаются особой, глубоко продуманной, лаконичной выразительностью и спокойствием линий. Ясные уравновешенные пропорции, соразмерность деталей создают цельный и гармоничный художественный образ. Декоративное решение с изысканной формой окон, мощными белокаменными карнизами, дважды опоясывающими здание, делает его похожим на североитальянские палаццо. Одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками — скруглённые углы подчёркивают замкнутость здания, а со стороны парадных фасадов отсутствуют входы. Они расположены с другой, непарадной стороны здания и ведут во внутренний двор, в котором, в свою очередь, имеются лестницы непосредственно в помещения Кухонного корпуса. Такое решение обеспечивало бы незаметность хозяйственной жизни для венценосных обитателей царицынских дворцов.

Два горельефа-эмблемы в виде каравая с солонкой, украшающие фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля, являются единственными скульптурными украшениями здания. Над сандриками, венчающими горельефы, размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве тайных символов масоны использовали в том числе и инструменты строителей и архитекторов) . Одна из легенд, связанных с масонством Баженова, гласит, что в художественном образе Хлебного дома архитектор метафорически отобразил «братскую трапезу масонов». Окна первого этажа изображают высокие стулья братьев, сидящих спиной к наблюдателю, окна второго — фигуры братьев, сидящих напротив, лицом к наблюдателю, а круглые окна между ними и детали карниза — блюда и бокалы.

Баженов при проектировании здания кухонь проявил себя мастером, знающим многие тонкости кулинарных технологий. Всего им было запланировано восемь кухонь, среди них — специализированные кухни вроде кондитерских цехов и тому подобных. Помимо кухонь, часть помещений планировалось обустроить под «скатерные», «буфетные» и прочие комнаты для хранения столовой утвари и посуды; другие — для проживания служителей и поваров; три комнаты отводились аптекарю и для хранения лекарств. Подвалы здания предназначались для обустройства ледников и винных погребов; к их строительству Баженов относился дотошно, отказавшись использовать стройматериалы из ближних мест в пользу белого камня из хорошёвских каменоломен, отличавшегося особыми свойствами по влаго- и морозостойкости. Среди хозяйственных построек других императорских резиденций России Хлебный дом не имеет аналогов не только в художественном отношении, но и в функциональном.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно в 2022 году

Купить билеты можно только на официальном сайте, либо на Mos.ru.

  • Вторник, среда, четверг и воскресенье с 10:00 до 18:00
  • Пятница и суббота — с 10:00 до 20:00
  • Понедельник — выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Залы Хлебного дома

Особенностью планировки Кухонного корпуса является анфиладное построение помещений, расположенных по внешнему периметру контура здания. Они предполагались в качестве основных, рабочих помещений с печами и очагами. При всём их утилитарном назначении Баженов и здесь проявил себя как незаурядный художник: некоторые просторные залы, завершающиеся сводами совершенных пропорций, оставляют впечатление древнерусских боярских хором или напоминают монастырские трапезные. Угловые комнаты по открывающейся игре перспектив ассоциируются с барочными дворцовыми залами. Комнаты, выходящие окнами во внутренний двор, предназначались для проживания обслуживающего персонала и служебных целей.

Теперь залы используются для размещения основных экспозиций, составленных из коллекций музея-заповедника «Царицыно». Здесь можно увидеть оригинальные эскизы и чертежи царицынских построек, созданных Баженовым и Казаковым; предметы быта и декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII века.

В залах размещается экспозиция «Искусство в границах СССР» — эта коллекция положила начало музею декоративно-прикладного искусства народов СССР, созданному в 1984 году и преобразованному в 1993 в музей-заповедник «Царицыно». В залах представлены произведения традиционного народного искусства русских мастеров из различных регионов, а также народных умельцев из Белоруссии, Украины, Прибалтики, Кавказа и Закавказья, Поволжья, Средней Азии. Различными произведениями представлены известнейшие центры народных художественных промыслов — Хохлома, Богородское, Каргополь, Скопино, Городец и другие. Широко представлено гончарное ремесло — характерной для разных народов посудой, изразцами, игрушкой. В экспозиции представлены также ткаческие изделия, вышивка, народные костюмы.

Атриум Хлебного дома, появившийся в 2006 году в процессе реконструкции здания, используется для проведения выставок и концертов. В 2008 году ко Дню города Москвы в атриуме появился орган-портатив, и теперь здесь проводятся концерты органной музыки. Орган изготовлен в Германии специально для атриума Хлебного дома, с учётом особенностей акустики зала. Вес инструмента составляет около 2,2 тонн; в нём 734 трубы, два мануала и 30-клавишная педальная клавиатура. 6 сентября 2008 года в Хлебном доме состоялся первый органный концерт — участвовали органист Александр Майкапар и ансамбль духовых инструментов «Модус Вивенди» .

Памятник архитекторам Баженову и Казакову

Хлебный дом

Недалеко от входа в Хлебный дом находится статуя, изображающая двух его строителей – архитекторов В. Баженова и М. Казакова. Памятник работы скульптора Л. Баранова был установлен в 2007 г.

При создании статуи Баранов изучил все имеющиеся изображения архитекторов, что позволило ему добиться портретного сходства. Согласно предварительному плану, рядом с Баженовым и Казаковым должна была стоять и Екатерина II, но эта идея была признана неудачной.

Хлебный дом

Ростовые фигуры архитекторов установлены на гранитный пьедестал. Кажется, что зодчие о чем-то спорят. Баранов попытался напомнить в своей работе о драматическом конфликте, сопровождавшем возведение Хлебного дома.

Что ещё посмотреть в парке «Царицыно»

Светомузыкальный фонтан и остров-подкова

Остров, держащийся на сваях, был создан во времена Екатерины II. С 2007 года вместо пруда на острове функционирует фонтан, названный жителями Москвы самым красивым в столице. Диаметр фонтана – 52 метра, его 900 струй взлетают вверх на 15 метров в одном ритме со световым и музыкальным сопровождением. Посмотреть на волшебное и завораживающее сочетание воды, света и музыки ежедневно приезжают сотни людей.

svetomuzykalnyy-fontan-i-ostrov-podkova-700x467

Фигурный мост

Фигурный мост Царицыно

Праздничный парадный Фигурный мост — одна из самых ранних построек царицынского ансамбля, которая тем не менее сохранилась лучше всех. Мост назван Фигурным из-за затейливого декора, построен по проекту Василия Баженова в 1776-1778 годах. Мост оформляет парадный въезд в усадьбу, соединяя два высоких земляных холма. Пройдя под ним перед глазами открывается вся дворцовая панорама.

С моста в сторону церкви построен пологий пандус. Фигурный мост выглядит, как крепость — высокие башни со стрельчатыми окнами со стилизованными «кремлевскими» зубцами.

Церковь «Живоносный источник»

Храм иконы «Божией Матери Живоносный источник»

Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в стиле елизаветинское барокко — это единственная постройка, которую Баженов оставил от старых владельцев Кантемиров. Церковь была построена в 1722 году, перестраивалась несколько раз. В советское время использовалась под хозяйственные помещения: трансформаторную подстанцию, типорафию, столярную мастерскую. В 1990 году храм был передан верующим.

Музеи и выставочные залы

Вы можете как прогуляться по парку, так и посетить его музейный комплекс, в который входят: интерьеры Большого дворца; археологическая выставка; исторические и художественные экспозиции, посвященные эпохе Екатерины II; а также богатейший музей декоративно-прикладного искусства, собравший огромную коллекцию произведений со всех уголков бывшего Советского Союза: произведения из стекла, керамики, декоративные ткани, фарфор, предметы народного искусства. Этот музей был открыт в 1984 г. — с его создания и начинается история современного музея-заповедника «Царицыно». Вход в музейно-выставочный комплекс «Царицыно» расположен у Большого дворца, через специальный стеклянный павильон. С Большим дворцом и Хлебным домом его связывают подземный тоннель и атриум, в котором находятся гардероб, кассы, книжный магазин и туалеты. Большой дворец после реставрации был оборудован лифтами и сегодня полностью доступен для всех категорий посетителей.

В наше время в Большом дворце развернуты интересные тематические выставки. Первая — «Царицынские древности. Археология Царицыно» (показывающая артефакты разных эпох, найденные в ходе реставрационных работ и археологических исследований; также здесь в виде макета представлен царицынский дворец в руинированном состоянии) и «Воспоминание о великой руине» (показывает историю разрушения и реставрации Большого дворца). Здесь же проходит выставка «Серебряная кладовая”», демонстрирующая изделия из драгоценных металлов, хранящиеся в фондах музея-заповедника, — работы ювелирных фирм П. Ф. Сазикова, П. А. Овчинникова, К. Г. Фаберже, И. П. Хлебникова. А на краеведческой выставке «Быль и новь Царицына» представлена история села Черная Грязь со времени приобретения его Екатериной II в 1775 г. до начала XX в.

1809_image4_s
На втором этаже Большого дворца размещена постоянная экспозиция «Екатерина II: золотой век Российской империи», посвященная императрице, ее судьбе и жизни. Здесь вы увидите подлинные портреты, мебель, фарфор, оружие и предметы быта того времени. Не менее интересна и постоянно действующая выставка «Шпалеры для дворца», представляющая шедевры западноевропейского художественного ткачества конца XVII — XVIII в. Картины и мебель дополняют атмосферу дворцового интерьера эпохи. Здесь же на площади около 900 кв. м работает постоянная экспозиция «Искусство большого стиля», рассказывающая о советском декоративно-прикладном искусстве 1961–1991 гг. (разделы: «На страже Родины», «Праздники и будни», «На просторах великой Родины», «Молодость и спорт», «Искусство — народу», «Земля и космос»).

1810_image5_s

Царицынские пруды

Появившиеся задолго до строительства екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.

Царицыно в XIX и XX веках

Царицыно в XIX и XX векахВ начале XIX века Александр I открыл Царицынский парк для посетителей. В нем возвели каменные павильоны для отдыха, построили кофейный дом и гостиницу. Резиденция стала популярным местом для загородных прогулок, а в оранжереях по-прежнему выращивали экзотические фрукты. В 1860 году дворцовые корпуса и земельные участки стали сдавать в аренду. К концу XIX века Царицыно превратилось в благоустроенный и престижный дачный поселок. Здесь отдыхали чиновники, писатели, художники, композиторы и артисты. Аркада Большого дворца. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Москва Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори» Башня Большого дворца. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Москва Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори» Оперный дом (Дворец для приемов). Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Москва Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»LeftRightАркада Большого дворца. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Москва Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори» Башня Большого дворца. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Москва Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори» Оперный дом (Дворец для приемов). Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Москва Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори» Одна из самых дорогих дач в Царицыне принадлежала председателю Первой Государственной думы Сергею Муромцеву. Он был женат на солистке Большого театра Марии Климентовой- Муромцевой и воспитывал с ней троих детей. В 1890-х годах политик построил для своей семьи большой двухэтажный дом с башнями и террасами на берегу Верхнего Царицынского пруда. В нем провели водопровод и электричество, установили голландские печи. На территории возвели хозяйственные помещения и оставили участок леса для прогулок. Именно в Царицыне в 1896 году писатель Иван Бунин впервые встретился со своей будущей женой Верой Муромцевой. Она была племянницей Сергея Муромцева, и ее семья снимала дачу неподалеку. «Мы, несмотря на наше презрение к дачам, очень любили эту редкую по разнообразию и красоте местность, с ее огромным тенистым парком, в котором находились екатерининские развалины, заросшие непролазной чащей, с «садами Семирамиды», с беседками, воротами, с полянами, на которых росли столетние сибирские кедры, террасами, спускающимися к причудливому пруду. Но особенно любили мы лес, тянущийся на несколько верст, и поля, примыкающие к нему».

Вера Муромцева. «Архитектурные излишества»

После революции 1917 года Царицыно переименовали в Ленино, дачи конфисковали и разместили в них коммунальные квартиры. Также в советские годы в корпусах располагались государственные организации. В конце 1960-х коммуналки в старых дачах расселили в новые дома поблизости. Территория вокруг Царицынского ансамбля стала заповедником. Однако многие исторические здания к тому времени уже превратились в руины и заросли деревьями. Отреставрировали усадьбу только в советское время. С 1987 по 1995 год здесь восстановили почти все исторические здания. В 1992 году комплекс переименовали в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно».

Источники

  • https://horosho-tam.ru/rossiya/moskva/tsaritsyno
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC
  • https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/moskva/hlebnyy-dom-tsaritsynskogo-dvortsovo-parkovogo-ansamblya
  • https://www.msk-guide.ru/page_21227.htm
  • https://Mos-holidays.ru/xlebnyj-dom-v-caricyno/
  • https://must-see.top/dostoprimechatelnosti-muzeya-zapovednika-tsaritsyno/
  • https://dostop.ru/moskva/park-tsaritsyno-v-moskve.html
  • https://ru.moscovery.com/%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%BE/
  • https://wikiway.com/russia/moskva/tsaritsyno/
  • https://www.culture.ru/s/tsaritsyno-museum/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для вашего удобства сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принять