Краткое описание
Исаакиевский Собор — крупнейший православный собор Санкт-Петербурга, с богатой историей и потрясающей архитектурой. Как и Екатерининский дворец, здание Биржи и многие другие достопримечательности, Исаакиевский собор был создан иностранными архитекторами. Колоннада собора это одна из визитных карточек города. В этой статье собрана вся актуальная и полезная информация на 2021 год.
Сколько стоит билет в Исаакиевский собор
Стоимость входных билетов — 250 рублей на человека, дополнительно оплачивается аудиогид – 200 рублей. Подъем на колоннаду в дневное время — 150 рублей.
Обратите внимание, что стоимость входных билетов после 18 часов увеличивается: посещение собора – 400 рублей, на колоннаду – 300 рублей. Посещение коллоннады Исаакиевского собора в ночное время стоит 400 рублей. Данные приведены на январь 2018 года.
Некоторые категории граждан могут посещать музей со скидками или бесплатно. Предлагаются различные экскурсионные программы и дополнительные услуги. Стоимость и расписание уточняйте на официальном сайте.
Билеты продаются в кассах и электронных терминалах у входа (у последних практически нет очередей), а также на сайте музея.
Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге составляет 101,5 метра
Исаакиевский собор является самым грандиозным купольным сооружением в России. В мире по своим размерам он уступает лиш трем подобным сооружениям – Собору Святого Петера в Риме (его высота – 132 метра), собору Святого Павла в Лондоне (его высота – 111 метров) и Собору Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (его высота – 114 метров).
Интерьер собора
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге называют музеем самоцветов, так как для украшения храма были использованы 43 породы минералов: несколько видов мрамора, яшма, малахит, янтарь, порфир и многие другие. Собор является единственным памятником архитектуры, где в таком масштабе были применены различные виды природного цветного камня.
Самая значительная часть интерьера собора — заалтарная икона «Воскресший Христос», выполненная в виде витража. Интересно, что раньше витражи использовались только в католических храмах. Данную работу посоветовал Николаю I архитектор Лео фон Кленце, она была заказана в Германии. Художник рисунка — Генрих Мария фон Хессе. Витраж является самым большим в России, его площадь 28,5 кв. м.
Иисус Христос изображен в полный рост, шагающий по облаку. Увидеть его можно только, если открыты царские врата главного алтаря собора.
Строительство собора длилось 40 лет, а декоративные внутренние работы велись до революции 1917 года, а это еще около 60 лет. Собор расписывали такие талантливые художники, как Карл Брюллов, Федор Бруни, Василий Шебуев и другие. Храм украшен как наружными, так и внутренними скульптурами известных скульпторов Николая Пименова, Петра Клодта, Ивана Витали.
Уже в 1851 году по настоянию Николая I для оформления собора внутри начали использовать мозаику. Огромный храм плохо отапливался, из-за постоянной сырости росписи портились, некоторые из них пришлось заменить мозаикой.
Внешний вид
Северный фасад
Северный фронтон. «Воскресение Христа»
Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов (скульптор И. П. Витали ) благоговейно поддерживают их.
Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.
Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне, его распяли вниз головой.
Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.
Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Скульптуры в нишах — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение в гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором П. К. Клодтом.
Западный фасад
Барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи. Слева от императора — его жена Флаксилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А. Н. Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. М. Волконского. В правой части — коленопреклоненные воины. [25] В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана [26] Надпись по фризу — «Царю царствующих».
Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Марк (скульптор Витали) — евангелист изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.
Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.
Южный фасад
Барельеф «Поклонение волхвов»
На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839—1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей. Справа от Марии склонив голову стоит Иосиф. В левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка — небольшой ларец с подношениями. В фигурах старика с ребёнком, месопотамского и эфиопского царей, раба-эфиопа видны индивидуальные особенности; cохранилось свидетельство о том, что их лепили с натурщиков.
Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.
Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.
Левая ниша — «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский)
Правая ниша — «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский)
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Восточный фасад
Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.
Симон (скульптор Витали) — изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.
Лука (скульптор Витали) — евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и по одной версии мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другой — принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
Расписание богослужений в 2022 году
Во время проведения службы вход в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — свободный.
- Божественная литургия: пн-сб, кроме среды — 08:00, вс — 09:00;
- Вечернее богослужение: 16:45
Предшественники современного храма
Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.
Первая церковь
По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.
Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.
Вторая церковь
Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.
Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.
Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.
До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.
Третья церковь
Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.
Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.
История
Архитектор Исаакиевского собора
Строительство собора началось в 1818 году, когда царствовал внук Екатерины II. Завершился процесс постройки лишь в 1858 году — при Николае I. Оба правителя лично контролировали ход строительства.
Архитектором Исаакиевского собора выступил французский молодой мастер Огюст Монферран. Зодчий вырос и получил образование в Париже, где после окончания служил в генеральном ведомстве архитектуры Парижа и участвовал в создании храма Марии Магдалины.
Так как Франция после событий 1812 года переживала не лучшие времена, то на крупные заказы и хорошую работу архитекторам в Париже было рассчитывать сложно. В поисках крупных заказов Огюст переехал в Россию, где был представлен императору Александру I. Его ранние работы впечатлили российского самодержца, и Огюст получил должность архитектора. К этому моменту уже вовсю шли поиски архитектора для возведения нового собора в честь подвижника IV века Исаакия Далматского. Конкурс был объявлен еще в 1809 году, однако ни один из кандидатов не устроил императора. Пока не появился Огюст.
Несмотря на то, что Огюст не имел еще большого самостоятельного опыта в строительстве храмов, а в парижских проектах участвовал в качестве второго архитектора, Александр I выбрал именно его. Императора впечатлили его наброски и идеи.
Строительство Исаакиевской церкви стало фактически делом всей жизни архитектора. Кроме собора, он возвел еще несколько особняков и крупных зданий в Санкт-Петербурге, но прославился именно этим строением. Скончался архитектор в Париже через месяц после освящения храма.
Исаакиевский собор во время блокады
Во время начала Великой Отечественной войны началась эвакуация культурных ценностей из музеев Санкт-Петербурга и дворцов Петергофа, Пушкина, Гатчины, Ломоносовска и Павловска в тыл страны. Все вывезти не успели и оставшееся было решено свезти в одно место в Ленинграде, таким хранилищем и стал Исаакиевский собор.
Выбор на него пал неслучайно. Согласно городской легенде на экстренном собрании, созванном для решения, где разместить музейное хранилище, один старый артиллерист предложил использовать подвалы Исаакиевского собора. По его словам, немцы, обстреливая Ленинград, будут использовать купол Исаакия, как ориентир и захотят сохранить собор для пристрелки.
И действительно, Исаакий ни разу не подвергся прямому артобстрелу, хотя и пострадал от войны. До сих пор можно увидеть следы от осколков бомб и снарядов на его гранитных колоннах, от сырости были сильно повреждены росписи, мозаики и мрамор.
В июле 1941 года в Исаакиевском соборе было создано объединенное хозяйство музеев. Группа альпинистов для маскировки собора закрасила серой масляной краской его позолоченный купол и звонницы. Окна были заложены кирпичом и мешками с песком, рядом с собором установлены аэростаты воздушного заграждения, в Александровском саду разместились зенитные батареи.
В больших деревянных ящиках везли в собор музейные ценности: фарфор, картины, ткани, монеты, книги и многое другое. Всего здесь было собрано около 120 тысяч уникальных предметов. За ними продолжали смотреть хранители, которые приехали из пригородов Санкт-Петербурга и разместились жить в холодных и сырых подвалах Исаакия, среди них было трое маленьких детей.
В условиях голода и холода музейные хранители проветривали вверенные им ценности, выносили сушить на солнце, включая старинную, тяжелую мебель, вели научно-исследовательскую работу, вместе с бойцами ПВО дежурили на крыше и колоннаде, спасая храм от зажигательных бомб.
После полного окончания блокады 27 января 1944 года хранители покинули Исаакиевский собор. В память об их малоизвестном подвиге в подвале собора в 2005 году была создана мемориальная выставка «Чтобы помнили…», где воссоздана атмосфера блокадного времени. На мемориальной доске в подвале выбиты 101 имя хранителей, служащих и рабочих военного времени.
Послевоенная реставрация Исаакиевского собора осуществлялась с 1945 по 1963 годы.
Советский период храма
В 1918 году собор передали в ведение народного комиссариата. В 1922 году изъяли все ценности – 48 кг золота, 2 тонны серебра. В апреле арестовали протоиерея, а здание передали Главнауке. В 1931 году в Исаакиевском соборе открыли антирелигиозный музей.
Во время Великой Отечественной войны собор серьезно пострадал, в его подвалах хранились ценности из пригородных дворцов.
В 1963 году завершилась послевоенная реставрация. Музей атеизма перенесли в Казанский собор. В центр купола возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здание собора в ведении Русского Музея. Здесь бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней, что использовали при строительстве храма.
В 1990 году в храме совершил Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.Сегодня богослужения проводятся регулярно по воскресеньям и праздничным дням. Стоит вопрос о передаче собора русской православной Церкви.
Оценки современниками. Исследования. Искусствоведческая критика
Труды, посвящённые собору и публиковавшиеся до конца XIX века, в основном лишь описывали историю собора, его проектирования и строительства и святыни, хранящиеся в нём. Искусствоведческой критики как таковой в то время не было. Обычно авторы отмечали один недостаток здания — его недостаточную освещённость (особенно в северной и юго-западной части), из-за которой было невозможно рассмотреть живопись верхних ярусов. В отдельном корпусе изданий Исаакиевский собор рассматривается только лишь как культовое сооружение. Среди них — серия, выпускавшаяся старостой собора Богдановичем «Кафедра Исаакиевского собора», книги протоиерея Смирнова и другие. Тема слияния двух властей светской и церковной, воплощением которой представлялся храм, проводится в работах «Царствование Николая I» и А. П. Узанова .
Начало искусствоведческому анализу сооружения было положено в конце XIX века, с выходом работ П. П. Гнедича («История искусств с древнейших времён», 1885) и В. В. Стасова. Гнедич прямо об Исаакиевском соборе не говорит, однако в его книге две из пяти иллюстраций изображают внешний вид собора и его интерьер. Рядом с изображением Исаакия расположен текст, где Гнедич рассуждает о «ложноклассическом стиле» — поверхностном подражании «плохим позднеримским образцам», переносе лишь наружных форм без глубокого понимания сути классического античного искусства .
Первым, кто критически отозвался об Исаакиевском соборе, был Стасов, назвавший его «сухой и невозможной постройкой с массой недостатков». Его во многом спорные суждения дали, тем не менее, направление к изучению и оценке здания с искусствоведческой точки зрения .
После октябрьской революции в литературе Исаакиевский собор представлялся «очагом мракобесия». Работы В. А. Беляева, Е. И. Востокова, Л. Финна, выдержанные в подобном духе, не являются научными и интересны лишь как свидетельства времени .
В 1939 году была опубликована монография Н. П. Никитина, хранителя и реставратора собора, «Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны». В работе, не потерявшей своего значения до настоящего времени, использованы неопубликованные архивные источники. Автор подробно рассмотрел историю проектирования и строительства собора, им был сделан подробный анализ инженерных решений уникального сооружения, опыт возведения которого может быть интересен и современным архитекторам.
Интересные факты
Интересно, что деревянная церковь (ныне – Исаакиевский собор) была построена в 1710 году, в честь Петра I, у которого день рождения был как раз в день св. Исаакия Далматского, 30 мая. Располагалась церквушка возле Адмиралтейства, и именно здесь происходило венчание Петра I со своей женой. Немного позднее, в 1717 году, была построена каменная церковь, однако впоследствии её пришлось разобрать из-за просадки грунта.
расписной купол внутри
расписной купол внутри
вид фасада
Памятник Николаю I
Открытие памятника Николаю I состоялось в 1859 году после смерти российского самодержца. Он создан архитектором Монфераном, который построил Исаакиевский собор. На одной оси с памятником Николаю I стоит знаменитый Медный всадник. Они разделены Исаакиевским собором.
Единственной опорой шестнадцатиметровой статуи служат задние ноги лошади. На императоре надета парадная форма, которую носили в Кавалергардском полку.
Украшением пьедестала служат фигуры, символизирующие Правосудие, Веру, Силу и Мудрость.
Существует легенда, связанная с ними, в которой говорится, что эти фигуры лепили с жены и трех дочерей царя, позировавших скульптору. Пьедестал также оформлен горельефами с изображением основных событий эпохи Николая I.
Портреты известных людей в соборе
Портрет Петра I
Портрет Петра I в западном люнете придела св. Александра Невского.
Художник П. В. Басин.
Источник
Пётр Васильевич Басин изобразил Петра I в западном люнете придела св. Александра Невского. Император в мундире Преображенского полка с голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного стоит в рост у руля судна с развевающимся царским штандартом. В центре судна установлена рака с мощами, покрытая красной мантией с горностаевым мехом. Лодка направляется к берегу, где стоят встречающие духовенство и жители города. Скульптор Иван Петрович Витали повторил композицию при оформлении большой южной двери бронзовыми рельефами.
Портрет Огюста Монферрана
Источник
В экстерьере здания можно увидеть портрет самого архитектора, хотя разглядеть его нелегко. Огюст Монферран в римской тоге расположен в левом углу фронтона западного портика «Св. Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». В руках архитектор держит модель Исаакиевского собора, а у ног лежит египетская статуя. Она символизирует связь его творчества с традициями мирового искусства.
Отзывы
Большинство гостей Исаакиевского собора положительно отзываются о посещении. Многие отмечают указатели, установленные у каждого элемента сооружения. Их доступность позволяет сделать посещение интересным и без сопровождения гида. Экскурсия по собору включена в стоимость билета, группа собирается у центрального входа в зал. Особого внимания, по мнению посетителей, заслуживают музыкальные концерты и песнопения литургии в храме. Среди минусов отмечается скопление туристов и большое количество экскурсионных автобусов у собора в сезон Белых ночей.
- https://peterburg.guide/muzei/sobor-svjatogo-isaakija-dalmatskogo/
- https://byvali.ru/russia/sankt-peterburg/dostoprimechatelnosti/isaakievskiy-sobor
- http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/hramy/61-isaakievskiy-sobor.html
- https://dostop.ru/sankt-peterburg/isaakievskij-sobor-v-sankt-peterburge.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/44395
- https://foma.ru/isaakievskiy-sobor.html
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12490
- https://ArchitectureGuru.ru/Isaakievsky-cathedral/
- https://wegotrip.com/ru/istoriya-sozdaniya-isaakievskogo-sobora-i-interesnye-fakty/
- https://web.archive.org/web/20190430140840/https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
- http://russiakrasava.ru/dostoprimechatelnosti-sankt-peterburga/isaakievskij-sobor-35-foto.html
- https://site2max.ru/saint-petersburg/isaakievskij-sobor/
- https://spbcult.ru/articles/istoriya-peterburga/isaakievskiy-sobor-ot-ambara-do-muzeya/
- https://CultShop.ru/obryady/vremya-raboty-isaakievskogo-sobora.html