Пензенская область была основана в феврале 1939 г. на юго-восточной части европейской равнины. Большую часть области занимает Приволжская возвышенность, в этих местах распространены сосновые и широколиственные леса, которые постепенно переходят в дерновинно-злаковые степи на черноземах.
В Пензенской области очень разнообразен животный мир, здесь насчитывается более 300 видов животных: заяц, белка, лисица, барсук и др. В красивых водоемах Пензенского края обитают около 48 видов рыб: сом, язь, судак, лещ и многие другие.
Не обладая сильно выдающейся архитектурой, область славится большим количеством историко-мемориальных памятников, также в этих красивых местах много различных церквей, соборов и монастырей.
Троице-Сканов монастырь
Троице-Сканов монастырь – женская обитель, расположенная в Пензенской области. Это один из самых красивых и старинных монастырей Пензенского края. Он был основан в XVII в. и вначале являлся мужской обителью. По одной из версий название монастыря произошло от реки Скановой, которая когда-то протекала в этих местах. По другой версии его назвали по фамилии местного землевладельца, боярина Исканского.
Изначально Троицкая церковь была деревянной, но после двух пожаров в 1795 г. ее построили из камня. Двухэтажный 5-главый собор имел два престола: один – Успения Божией Матери, второй – во имя Живоначальной Троицы. Со временем монастырь разрастался, и в святом красивом месте возводились многочисленные служебные, жилые и хозяйственные постройки. Однако к 1917 г. после революции Троицкий собор был закрыт.
В 1939 г. Троице-Сканов монастырь возобновил свою деятельность уже как женская обитель. На сегодняшний момент он полностью отреставрирован и является памятником архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. Основной акцент в нем сделан на монастырь и рядом стоящую колокольню – яркая раскраска стен и красивые элементы декора придают зданиям очень колоритный вид. Башни, расположенные по углам собора создают ощущения монументальности и торжественности, а также придают застройке облик крепостного сооружения. В этих местах сохранились возведенные ранее постройки, была разрушена только больничная церковь. Главная святыня монастыря – это чудотворная икона Трубчевской Божией Матери, к ней съезжаются паломники с разных уголков мира.
Пещерный монастырь
Пещерный монастырь находится недалеко от поселка Наровчат на границе Пензенской области. Совместное творение человека и природы представляет собой три этажа (яруса) переходов с кельями, вырытые монахами. Согласно легенде основателем обители стал пришлый монах Скан, когда-то обнаруживший узенький ход в пещеры. Он расширил вход и вырыл келью, в которой вел затворнический образ жизни.
Впоследствии у Ската нашлись последователи, и так один из гротов превратился в подземную церквушку, постепенно эти места расширялись, а со временем были создано до 20 келий, соединенных переходами. Общая протяженность пещерного монастыря составила около 634 м., включая 2 неоткрытых яруса.
Руководством Пензенской области был издан приказ о реконструкции исторического и по-своему красивого места. В настоящее время выложена арка при входе в пещеры, строители расширяют вход и укрепляют стены и свод.
Заповедник «Тарханы»
Тарханы – одно из самых известных мест Пензенской области и всей России, здесь провел свои детские годы русский писатель М. Ю. Лермонтов. В этих местах были написаны поэмы «Тамбовская казначейша», «Черкассы», драма «Два брата», стихотворение «Умирающий гладиатор». Также тарханские впечатления являются основой драм «Странный человек», «Люди и страсти», поэмы «Сашка», романа «Вадим» и др.
Дом-музей имени русского писателя открыт в 1939 г., а в 1969 г. его переименовали в музей-заповедник. Красивое место является историко-культурным памятником Пензенской области. В заповеднике находятся 3 комплекса: красивая барская усадьба, Аполиха и мемориальный комплекс с могилой поэта. Основная часть значимого места занимает барская усадьба с очень красивым парком, прудами, фруктовыми садами и дубровой рощей.
Центральное здание в заповеднике – барский дом, построенный в 1818 г. и отреставрированный в 1990 гг. В нем находится мемориальная экспозиция «Лермонтов в Тарханах». Рядом с домом расположена церковь Марии Египетской, в ней показана экспозиция «Так, я помню, перед амвоном…». В людской избе и доме ключника находятся экспозиции «Люблю отчизну я…» и «Быт тарханских крестьян».
В коллекциях заповедника имеются вещи, когда-то принадлежавшие писателю, его друзьям и родственникам, посмертные и прижизненные издания М. Лермонтова, живописный рисунок «Кавказский вид близ селения Сиони», а также книги и необычные предметы быта XVIII-XIX вв.
Гора Шихан
Ардымский шихан – гора, расположенная в Пензенской области на правом берегу Ардыма. Это загадочное место в 1995 г. объявлено памятником природы. По легенде в этом историческом месте произошло сражение между двумя ханами и у одного из них погиб сын. Отец похоронил юношу со всеми почестями, а в память о нем велел насыпать над могилой высокий холм. Шихан – курган высотой 25 м. является уникальной достопримечательностью Пензенской области.
Ардымский Шихан имеет небольшую площадь, однако на нем произрастают множество уникальных видов растений, занесенных в Красную книгу области. Внизу холма растут луговые степи, на которых узколистный ковыль доминирует с разнотравьем. Его цветение представляет собой очень красивое зрелище. На фоне подмаринника выделяются уникальные фиолетовые куртины степного шалфея и высокие стебли тюргинской хатьмы. Воздух в этих местах насыщен запахом полыней и тимьяна.
Музей стекла и хрусталя
Уникальный музей открыт в городе Никольск Пензенской области в 1789 г., владельцем хрустального завода Н. А. Бахметевым. Коллекция музея является одной из самых крупнейших и редкостных в стране. В этом месте имеются красивые и хрупкие изделия разных школ: французский хрусталь баккара соседствует с германским, английским и польским хрусталем.
Уникальность музея определяет та часть собрания, в которой представлены хрусталь и стекло XVIII-XX вв., изготовленные на никольском заводе «Красный гигант». Экспозиция включает в себя как традиционные способы обработки стекла (алмазное гранение, матовую гравировку, роспись золотом, красками), так и приемы украшения, которые имитируют драгоценные камни и чеканное золото.
В новых залах музея находятся наилучшие авторские работы современных художников и профессиональных мастеров.